Николай Рамазанов | Статья | Текст #4
#4: Николай Рамазанов
«Я просто не накручиваю на объектив розовый светофильтр»
Ещё
Николай Рамазанов

Многих пользователей INSPIDER заинтересовала победившая на этой неделе в нашем конкурсе работа под названием «Портрет в интерьере».

Честная, жесткая, реалистичная фотография, история без украшений и «сладкого сиропа» - такие работы и отталкивают и привлекают одновременно. Автор «Портрета…» - Николай Рамазанов - о своем творческом восприятии окружающего мира говорит так: «Я просто не накручиваю на объектив розовый светофильтр».

Однако в интервью нашему сайту Николай раскрылся с совершенно другой стороны. Художник суровой действительности, обладающий здоровым чувством юмора и самоиронии, оказался кроме того приветливым  и открытым человеком, ценящим дружбу и красоту мира, талантливым педагогом и добрым соседом обитающей рядом с ним живности.

Николай Рамазанов

Страна: Россия, Курск

Увлекается фотографией более 40 лет.

Страница фотографа на INSPIDER:

http://www.inspider.ru/p3306

Николай, начну с традиционного, но важного вопроса: как Вы стали фотографом? Насколько я знаю, снимать Вы начали очень давно, еще в школе. Вы уже тогда делали фотографии осознанно, или это были случайные снимки, которые гораздо позже, уже взрослый Николай Рамазанов переосмысливал, обрабатывал и превращал в жанровую фотографию?

Сколько себя помню, столько времени знаю слово "фотоаппарат". Ещё до моего рождения мама, будучи студенткой, купила фотоаппарат ФЭД. Он лежал в верхнем ящике комода, и трогать его мне не разрешали. Я, конечно, когда никого не было дома, его доставал, щёлкал им, крутил объектив, пытался его открывать, но у меня почему-то не получалось…

 В четвёртом классе я с друзьями записался в фотостудию при Дворце культуры завода "Химволокно".  Прозанимавшись где-то с год и посчитав, что уже всё знаю и умею, я перестал посещать занятия. Время от времени снимал, проявлял пленки и печатал фотографии дома, но всё реже и реже. А в восьмом классе понял: качество моих фотографий не улучшается, чего-то мне не хватает. И снова пришел в ту же студию.

Поначалу большинство моих снимков и снимков моих друзей были случайными, и огромная заслуга руководителя студии Марка Андреевича Евглевского в том, что он обращал наше внимание на удачные кадры, помогал их напечатать, давал понять, что мы можем делать достойные работы, интересные не только нам самим, но и другим людям. Некоторые снимки, сделанные в то время, мне не стыдно показывать и сейчас.

Потом был институт (по образованию я учитель биологии и химии) – фотография пригодилась и там, и работа в Доме пионеров (с перерывом в полтора года на службу в армии, где тоже был фотографом). В Доме пионеров (сейчас – Дворец детского творчества) работаю уже более тридцати лет, из них более двадцати руководил детской фотостудией. Ученики мои занимали места в различных конкурсах, некоторые – в международных.  Сейчас трое из них – члены Союза фотохудожников; мы регулярно встречаемся, бывает, участвуем в одних и тех же выставках. В начале века по финансовым причинам не удалось перевести студию на цифровые рельсы, так что она тихо скончалась. Но мне, как фотографу, работа всегда есть – съёмка мероприятий, концертов и т.п.; ещё слежу за техническим состоянием всё увеличивающегося парка компьютеров. Эх, десять лет назад такое бы! А свои педагогические порывы реализую, два-три раза в год ведя группы по изучению фотографии в частном учебном центре.

Вы часто возвращаетесь к своим прежним работам, созданным 10, 15, 20 лет назад? Как это происходит? Почему Вы вдруг решаете «реанимировать» тот или иной снимок или пленку?

К старым, ещё плёночным работам, я обращаюсь довольно часто, но сначала перевожу их в цифровой вид. Причин тому несколько. Во-первых, не так много их осталось в отпечатанном виде. Во-вторых, проще один раз отретушировать файл, чем возиться с ретушью каждого отпечатка. Еще одна причина – стабильность тиражирования фотографий, независимость от наличия и свежести бумаги, химикатов. Да и вообще – тридцать лет плескался в проявителях-закрепителях, надоело!

Некоторые работы (в основном монтажи-коллажи) я всё собирался, да так и не собрался реализовать в силу сложности их получения традиционными фотографическими способами. А теперь и они дождались (не все ещё!) своего дня. Я помню почти всё, что я снимал. В планах – оцифровка всего плёночного архива. Пока у меня не отсканировано порядка сотни старых плёнок, думаю, какое-то количество "шыдевров" в них скрывается.

1976г.

Вы являетесь последователем Геннадия Бодрова – известного курского фотографа, знаменитого своими работами в жанре социальной фотографии. Расскажите, пожалуйста, о том, как повлиял этот человек на Ваше творчество, как Вы познакомились, что Вы вынесли для себя из общения с ним. Существует ли сейчас Курское фотографическое общество имени Геннадия Бодрова?

С Геной Бодровым я познакомился в 1975 году, как-то так вышло, что мы сразу с ним подружились, несмотря на то, что я – ещё школьник-десятиклассник, а он старше на два года и уже работал. Общение с ним помогло мне определиться с приоритетами в фотографии. Это был удивительный человек – с широчайшим кругозором, интересный и открытый, всегда готовый поделиться своим опытом, техническими и творческими находками. Человек, который был совершенным профессионалом в фотографии, жил на заработки от фотографии и при этом умудрялся быть абсолютно некоммерческим фотографом. Практически никогда я не слышал от него, за сколько он снял то-то и то-то. Заработок был важен, но главным не был. Гена много работал для газет, журналов, в театре, но герои большинства его работ – городские и сельские жители,  взрослые, дети, обычные люди в привычной среде. И тем удивительнее, что его фотографии вмещают в себя гораздо больше, чем на них изображено. Он был немногословен, никогда и никому не навязывал своего мнения, но часто бывало так, что снимаем все вместе, параллельно (такое бывало – к примеру, в День Победы), а после того, как Гена покажет свои работы, другим карточки и доставать ни к чему. Он не давил своими дипломами, медалями и победами на конкурсах (а их было много), его влияние было больше опосредованным, через фотографии. На них равнялись, за ним тянулись (и он многим помогал, многих подталкивал – меня, например, практически заставил вступить в СФР в 1992 году, возил мои снимки в Москву). Развитие социального направления в работах курских фотографов, в первую очередь – влияние и заслуга Бодрова. Его гибель – большая утрата для друзей и для искусства. (Геннадий Бодров трагически погиб 14 февраля 1999г – прим. ред.) Был бы он жив,  мне кажется, у курской фотографии сейчас было бы другое лицо – более человечное, более доброе и живое.

На фото (слева направо): Геннадий Бодров и Николай Рамазанов. 1996 г.

Курское фотографическое общество имени Геннадия Бодрова было организовано после гибели и в память Гены. Официально оно, по-моему, нигде не регистрировалось. Это просто кружок его друзей, коллег, единомышленников. Сейчас, в век мобильной связи и Интернета, мы встречаемся реже, чем раньше. Но Общество существует, и иногда мы выступаем как боевая единица; из не очень давних – участие в зональной выставке в Воронеже, посвящённой 65-летию Победы в 2010 году, где мы взяли несколько мест, в выставке "Весточка из Курска" в Белгородской галерее фотоискусства в2011 г. Поддерживаем тесные отношения с Воронежским отделением СФР, прошлым летом принимали их представителей у себя в Курске.

Были ли в Вашей жизни другие учителя и вдохновители?

Одного я уже упоминал – это руководитель фотостудии Марк Андреевич Евглевский. Мне очень повезло, что именно этот человек открыл мне мир фотографии. В своё время он учился во ВГИКе (к сожалению, по жизненным обстоятельствам не окончил его) – это говорит о многом. У него была огромная библиотека по фотографии: справочники, книги по теории и практике, подшивки журналов за многие годы, альбомы, и ко всему этому студийцы имели доступ. Позволяя пользоваться практически любой техникой и оптикой, которая была в студии, он способствовал выработке "объективного" видения, когда ты представляешь, как тот или иной объект или сюжет будет отображён в кадре с учётом особенностей  разных объективов и фотоаппаратов.

Марк Андреевич много общался с фотокорром ТАСС по Курской и Белгородской области Олегом Константиновичем Сизовым. В ТАСС была такая практика – корреспондентам регулярно рассылали наиболее удачные работы их коллег, пачки по 100-150 снимков. Олег Константинович обычно приносил эти подборки в студию, мы рассматривали снимки мастеров и учились на них.

Я очень рад, что в число моих добрых друзей входит такой человек, как Виталий Михайлович Тененёв. После распада СССР в России осталось всего три человека, удостоенных звания EFIAP, и Виталий Михайлович  - один из них. Мы знакомы уже почти сорок лет, и общение с ним для меня много значит.

Огромное влияние на меня оказал чешский журнал "Ревю Фотография", на страницах которого можно было увидеть снимки, отличные от тех, что печатались в "Советском фото". Это было, наверное, единственное издание из доступных в СССР, которое позволяло знакомиться с творчеством зарубежных мастеров фотографии, обзорами заграничной фототехники. А главное – в нём не было сладких, сиропных фотографий. Можно сказать, что я вырос на "Ревю Фотография".

Скажите, считаете ли Вы своим основным жанром социальную фотографию? Или Вы скорее просто очень внимательно и иронично воспринимаете окружающую действительность, и это помогает Вам подлавливать интересные моменты и передавать их в том особом ракурсе, в каком Вы это видите – а в каком жанре это получится, уже зависит от ситуации?

В плане жанров фотографии я практически всеяден, нет у меня какой-то определённой специализации. Аппарат (обычно это Canon PowerShot G11, хотя у меня есть и зеркалки) всегда со мной, главное – не полениться его достать и не постесняться-побояться снять заинтересовавшее (народ у нас пока ещё опасается камеры и порой бывает неадекватен). Пейзаж, натюрморт, портрет, спорт, жанр, животные – есть почти всё, чего-то больше, чего-то меньше. Единственное, чего у меня нет – это студийных портретов. Это – не моё. Практически нет постановочных натюрмортов. Максимум, что я себе позволяю – подвинуть предметы поближе к свету – окну, настольной лампе.

Что касается взгляда на окружающую действительность – просто не накручиваю на объектив розовый светофильтр.

Среди Ваших работ много очень интересных коллажей с невероятными, иногда космическими сюжетами. Но в своих комментариях к работам Вы признаетесь, что на самом деле на фотографии изображены самые простые вещи – апельсиновые корки, чашка кофе, яичница…. Как Вам приходит в голову смастерить из этих разрозненных бытовых мелочей такие сложные, символические картины? Что вообще подталкивает Вас сфотографировать, например, свой завтрак? Вы уже знаете в этот момент, что эта фотография пригодится Вам для будущего коллажа?

Мир вокруг нас наполнен красивыми вещами. Мне кажется, не все это замечают. Многие за красоту принимают красивость, не замечая красоты в повседневности. В большинстве своих работ я выступаю как реалист, порой достаточно жесткий. Но иногда хочется красоту обыденного существования предметов поместить в иные, порой фантастические обстоятельства – она становится более явной, выпуклой, пусть и несколько гипертрофированной.

Со мной может быть так – только что я пил кофе, и вот уже снимаю его. Пена понравилась. Увидел капли машинного масла на мокром асфальте – снял. Разноцветные разводы хороши. Пузырьки воздуха, осевшие на стенках кулера с водой – есть! Или крутил мясо через мясорубку – снято! Вещь может годами быть в поле зрения, и вдруг замечаешь, как она красива. Но ведь не зря она эти годы находилась рядом, не затерялась. Пригодиться может всё, даже если ещё не знаешь, как использовать.

Ну а потом, бывает, лень куда-то идти, что-то снимать (а я, вообще-то, человек ленивый) – и начинаешь вспоминать-перебирать, что было когда-то отснято. Просматриваешь файлы и понимаешь, что что-то складывается в паззл, обрастает подробностями и деталями, как снежный ком. Если чего-то не хватает – доснимаю тут же, на месте (хвала цифре!). Вырезаешь, переставляешь, трансформируешь, накладываешь, трёшь дыры в слоях. Получилось!

И как долго Вы работаете над своими коллажами или над обработкой фотографий? Какая работа оказалась самой трудозатратной, можете вспомнить?

Бывает по-разному. Некоторые работы получаются на одном дыхании, за 10-20-30 минут, некоторые собираются месяцами (с перерывами, естественно). А некоторые начаты давно, несколько лет назад, и конца не предвидится. Остыл, а выкинуть жалко. Заглядываю в эти папки время от времени, да и закрываю. Но всё равно, придёт время, доделаю.

Насчёт трудозатратности – для меня это не труд. Это удовольствие, не обязаловка. Тут я сам себе хозяин, и если не идёт работа, нет настроения – просто не работаю. Читаю, слушаю музыку. Хорошо, что такие периоды нечасты и недолги. Вот компьютер – тому достаётся, работает как трактор. Недавно закончил один коллаж, так там tmp-файл был размером почти в 25 гигабайт (даже скриншот на память сделал). Как машина сдюжила, не понимаю.

Когда служил в армии, пришлось как-то делать фотографию 2х3 метра. Увеличитель "Ленинград-4", проецировал на стену, резкость наводить пришлось с помощью бинокля. Кюветы были под формат 30х40, проявлял полосы фотобумаги 0,5х2,3 метра, скручивая их в трубочку по диагонали кюветы. Один край уже проявился, а другой ещё сухой. И крутишь эту полоску туда-сюда несколько раз. Хорошо, с экспозицией не ошибся, в процессе проявления сравнялись края по плотности. Так семь полос проявлял, фиксировал и промывал. Шесть часов на обработку ушло. Потом на огромный лист ДСП полосы наклеивал водоэмульсионкой, подгонял стыки. Такой у меня был так называемый "дембельский аккорд". Ничего, справился.

В своих комментариях к работам Вы часто говорите о том, что скептически относитесь к коммерческим съемкам свадеб и подобных мероприятий, но иногда занимаетесь этим просто ради заработка. Но, может быть, была хоть одна пара или свадьба, которая Вас приятно удивила? Снимать которую было бы интересно и без денег.

Свадьбы приходится снимать всем, кто взял в руки фотоаппарат. Некоторым даже это нравится – быть во главе такого процесса, как свадебная съёмка. Встречал таких, которые считают себя важнее жениха с невестой, по крайней мере, ведут себя так. Ну, флаг им в руки.

У меня по поводу съёмки свадеб принцип: есть работа – хорошо, нет – ещё лучше! Стараюсь отснятое в пятницу-субботу отдать в понедельник-вторник, чтобы поскорее отделаться. Снял, выбрал кадры, обработал, напечатал, отдал – и забыл. Не было ещё такой свадьбы, которую было бы интересно снимать. И пары такой не было. Бывает, пытаются оригинальничать – а, по мне, так сплошная натужность-напыщенность. Кому эти карточки интересны, кроме их самих и их знакомых-родственников?

А бесплатно, бывает, снимаю. У друзей дети подросли – женихи-невесты уже.

Хотя один плюс в свадебной съемке, помимо заработка, для меня всё же есть. Бывает, удаётся снять что-то для себя – или персонажи интересные возникают, или, если свадьба в районе, оказываешься в новом для себя месте. Вообще-то на свадьбе можно сделать удачный кадр – главное, чтобы в кадре не было жениха с невестой.

Несмотря на такое моё отношение к свадебной съёмке, работу эту я стараюсь делать качественно. Пока что недовольные клиенты в тёмном переулке не встречали, а вот слова благодарности слышу часто, да и приглашают снимать по рекомендации тех, кому уже свадьбу снимал – сам я работу не ищу.  Если просят – обычно соглашаюсь. Но могу и отказаться – если молодые не нравятся; попадались такие, что думают, если наняли, то купили. Э-э, нет!

Скажите, а бывали ли в Вашей жизни ситуации, когда случайно «подсмотренный» человек «с улицы» потом узнавал себя на Вашей фотографии? Ведь такое возможно, наверное. Особенно с работами, которые участвуют в конкурсах или выставках – их может увидеть большое количество людей. Никто не обращался к Вам?

Нет, такого случая не припомню – не так часто я участвую в выставках. И герои мои вряд ли ходят по выставочным залам. У меня и снимки подолгу вылёживаются – может и десять лет пройти, и больше. Сейчас, конечно, временной лаг стал меньше – цифра позволяет быстрее работать. А то, бывало, плёнки засунешь куда-либо, а найдешь лет через пять. Как-то всё больше через Интернет показываю свои работы, ну ещё в журналы ("Foto&Video", "Digital Photo") посылаю – иногда печатают, даже места занимал в тематических читательских конкурсах. А до Интернета (он у меня всего как пару лет) большей частью варился в собственном соку.

Вы сами говорите, что хорошо относитесь к животным и стараетесь жить с ними, как с добрыми соседями. Расскажите о Ваших домашних сожителях. Как поживает Ваш черный кот, есть ли у него какой-то собрат, часто ли он Вам позирует?

Мой чёрный кот Марсик чувствует себя, судя по его редким явлениям домой, весьма неплохо. Прибежит, поест, и снова в дверь. Встретил его недавно на улице с кошкой – красивую нашёл, молодец. Первого марта (всемирный день кота) ему будет пять лет.

А позирует он редко, если дома, то спит почти всегда. Зато во дворе уже несколько лет обитают мои любимые фотомодели – кот Белый и кошка Милка. Они регулярно сменяют друг друга на маленькой вишне, растущей у меня под окном, и честно отрабатывают свои гонорары – куриные головы. Есть ещё подъездный кот Кузя, который очень хочет стать домашним, но с Марсиком они не уживутся, дерутся. В подвале около подъезда обитают ещё три-четыре кошки. Народ в нашем доме добрый, кормим всех. Ну а кошки регулярно радуют нас котятами.

Насколько Вы зависимы от оценки Ваших работ окружающими людьми? Сталкивались ли Вы с неадекватной реакцией зрителей на Ваши фотографии? Иногда это приходится переживать практически всем творческим людям, наверное.

Мне кажется (да так оно, скорее всего, и есть), что я достаточно независимый от критики человек и спокойно к ней отношусь. С явно неадекватной реакцией на свои работы я не встречался, скорее, бывают расхождения мировоззренческого характера. Недавно на одном ресурсе я выложил один снимок, который вызвал у некоторых коллег реакцию по типу "Зачем такое показывать, вокруг и так слишком много грязи, и т.п.". По-моему, это позиция страуса – "не вижу – значит, этого нет". А ведь фотография в своём социальном проявлении как раз и должна нарушать душевный покой зрителя, тревожить его. В процессе переписки мне удалось разъяснить свои взгляды на социальную фотографию, и оппонент со мной согласился.

Каков Ваш идеальный зритель, по Вашему мнению? Что это за человек, с которым бы Вы абсолютно поняли друг друга?

Наиболее близок к идеальному, по-моему, зритель из Интернета – тут твои работы на виду, открыты для критики со всех сторон. Если обобщить все отзывы, много нового  можно узнать о себе. Но этот зритель порой кажется вообще несуществующим вследствие отсутствия контакта "глаза в глаза".

Идеальный зритель для автора – он сам, но толку от этого? А все реальные зрители – разные, и в разной степени могут приближаться к пониманию и принятию и конкретной работы, и автора в целом. Да и хорошо, что так, а то бы уже давно все строем ходили.

Николай, спасибо большое за интересный, откровенный рассказ! Всего Вам доброго!

 

Интервью подготовила Вера Маркелова

Комментарии (8)
Сергей Миронов09.02.2013, 23:24
Здоровья, творческого нетерпения, удачных моментов и замечательных фотографий!
С уважением, Сергей
Александр Коршунов10.02.2013, 16:52
Спасибо за творчество!
Александра Зензик11.02.2013, 14:43
Фотографии, конечно, у Вас наинтереснейшие!!!! Очень индивидуальное творчесвто!!
Спасибо за рассказ, Николай!!
Вечная память Геннадию Бодрову!
Евгений Киселев11.02.2013, 23:21
Здорово, Коля! Поздравляю!
Николай Рамазанов13.02.2013, 10:16
Большое спасибо всем, друзья!
Елена Бубнова14.02.2013, 22:02
Замечательно, познавательно, живо! словно, сама с Вами поговорила )))  Спасибо, Николай. Успехов и творческих находок!
Денис Насонов15.02.2013, 11:38
Очень интересно, здоровья вам и творческих успехов!
Сергей Мигунов18.02.2013, 13:05
С удовольствием прочитал интервью. Виртуальное, но всё-таки знакомство. Здоровья, Николай, и еще много-много интересных кадров, у Вас это здОрово получается!
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!
 
INSPIDER
Электронное издание
и ещё 0 участников
Материалы
Фотографии0
Видео0
Аудио0
Файлы0
Тексты1
Ценности
Жанр:
Статья
Период создания:
08.02.2013
Затраченное время:
0 часов
Оценка:
Не поставлена
Вес материалов:
0.66 mb
На карте:
Координаты не указаны